Русский
English
 

Публикации
 
08.06.2009 | ИТОГИ

ИТОГИ

Сделайте это красиво

Когда заходит речь о социальной ответственности бизнеса, едва ли не первым делом вспоминают о благотворительности. Однако совершать добрые дела - это тоже искусство. И в этом плане нашим предпринимателям еще есть чему поучиться.

"Не навреди!" - таким девизом с незапамятных времен руководствуются врачи и... благотворители. В такой постановке вопроса ничего странного нет - ведь лекарь врачует тело человека, а благотворитель - социальный организм. Иными словами, благотворительность может оказаться, мягко говоря, "неправильной". Звучит парадоксально - ведь любой акт дарения априори должен расцениваться как благо. Однако пообщаешься с воспитателями детских домов и понимаешь, что проблема есть. Ведь благотворительность - это не просто "безвозмездная передача материальных ценностей и денежных средств". Здесь требуется крайняя деликатность и скромность дарителя, особенно когда речь идет о детях. Ведь как бывает: приедет в детский дом какой-нибудь мебельный магнат на "Бентли" в сопровождении сонма охраны и оператора с камерой. Привезет пару коробок копеечных "чупа-чупсов" и грузовик бракованной мебели, попозирует с детишками да укатит восвояси. Спасибо, если не устроит какую-нибудь безобразную сцену. А детишки смогут увидеть свои фотографии лишь на страницах какого-нибудь гламурного журнала, небескорыстно прославляющего щедрость "доброхота"...

Благотворительные проекты в России только в последние годы перестали восприниматься обществом как нечто маргинальное. Нашу подозрительность можно понять: в начале 90-х возникло огромное количество всевозможных фондов, через которые непонятно куда уходили астрономические средства. "Недоверие к благотворительным институтам, соседствующее с наивной готовностью давать милостыню "профессиональным попрошайкам", - настоящий бич российской филантропии" - такой вывод сделали по результатам опроса россиян эксперты британской благотворительной организации Charities Aid Foundation (CAF).

Собственно, недоверие - одна из главных проблем благотворительности в России. Это как болезнь роста, которой следует переболеть. Переболели - и теперь в России появилась даже своего рода мода на благотворительность. При этом, правда, доброхоты из числа бизнесменов нередко забывают, что ко всякому порыву души должны прилагаться здравый смысл и ответственность - та самая социальная ответственность бизнеса, о которой в последнее время так много и повсеместно говорят.

…Открывшийся в Екатеринбурге бутик Louis Vuitton на полдня был отдан... детям. Тут же образовались два клуба по интересам: в секции женских нарядов собрались дамы - заниматься важными девчачьими делами типа поделок из бусинок; ну а мальчишки с серьезным видом возились с "Лего". Потом все, замерев от восторга, следили за фокусами иллюзиониста, носились между полками с дорогущими сумками и гладили больших игрушечных зайцев. Зайцы, кстати, были непростые - ценой по 1500 евро каждый, - из коллекции игрушек, созданной специально для совместной благотворительной акции Louis Vuitton и фонда "Обнаженные сердца", патронируемого топ-моделью Натальей Водяновой. Зайцев продадут, а на вырученные деньги построят в Екатеринбурге игровую площадку для детей. Фонд Водяновой построил в России уже 23 площадки. Они сконструированы по последнему слову эргономики и предназначены для детей от 5 месяцев до 9 лет.

Зайцев действительно покупали, несмотря на заоблачную цену. И родители детей, резвившихся в бутике, и представители бизнеса. "Обычно я ни в каких благотворительных акциях не участвую, - говорит один из покупателей, бизнесмен по имени Саша. - Для меня очень важно знать тех людей, которые это организуют. Или понимать, кто именно получит вырученные средства, на какие цели они пойдут".

В России, по утверждению специалистов, до сих пор очень мало информации о том, что есть "правильная благотворительность", каким фондам можно доверять, нет единого интернет-портала, где была бы собрана вся полезная информация. Как ориентироваться в этом бурном "море доброты"? "Выбирая благотворительный проект, мы отчасти руководствуемся интуицией - привлекаем людей, которым доверяем. Тогда все происходит естественно", - делится опытом Пьетро Беккари, вице-президент по маркетингу и коммуникациям компании Louis Vuitton.

С доверием у нас действительно дела обстоят неважно. "У благотворительности в России плохая репутация, - говорит Наталья Водянова. - Мы не верим в благородное начало, а значит, не верим сами в себя. У нас люди очень циничны - они сразу думают, что это пиар, отмывание денег или что-то еще в этом роде. Часто бывает, что нам дают деньги, но данного факта просят не разглашать… За границей же благотворительность вызывает уважение и понимание. Более того, люди, которые ею занимаются, они словно члены одного клуба. Считается за правило: если ты заработал деньги, то нужно ими делиться. Причем делается это официально, красиво, элегантно, с широкими жестами - дают миллионы. Такими поступками гордятся, ставят памятные доски. Это все поддерживается государством".

На Западе давно сложились прагматичные отношения между дарителями и получателями помощи. При этом сам благотворительный фонд может тратить на собственное содержание не более 20-25 процентов собранных средств. Такой порог считается нормой. Управляющие фондами получают приличные зарплаты, ведь им доверены немалые деньги.

Вроде бы очевидно: социальная ответственность бизнеса подразумевает благотворительность. Но не все столь однозначно. "Я не могу сказать человеку "ты должен", потому что, когда присутствует такое слово, пропадает сам смысл этой деятельности, - считает Наталья Водянова. - Благотворительность должна идти от сердца, а не быть обязанностью. Хотя у меня и нет десятков миллионов, но я, как человек успешный, все равно считаю, что это мой долг - помочь другим. И для меня очень странно слышать, когда говорят: а с какой стати я что-то кому-то должен давать? Я отвечаю: нет, конечно же, вы не должны. Но на этом разговор, как правило, заканчивается".

Как утверждают специалисты, на Западе эра благотворительности началась с того, что ею занялись голливудские звезды и крупные компании. И лишь потом это явление подхватил средний класс. То же самое происходит и в России. И главный вопрос, который приходится решать: с чего начать? Участие в благотворительных проектах должно быть прежде всего продуманным. Водянова выбрала детские площадки, поскольку проект охватывает одновременно большое количество детей, объединяет их независимо от материального положения, этнической или религиозной принадлежности. Фонд "Северная корона", который возглавляет супруга министра финансов Ирина Тинтякова, устраивает грандиозные детские праздники - спортивные или, как в этом году, цирковое представления. Конечно, фонд делает и другие полезные дела - обеспечивает детские учреждения медикаментами, продуктами питания, помогает в случае медицинских операций и т. д. Однако помимо ежедневной заботы о детях сотрудники фонда находят возможность организовать, например, спортивную акцию в "Лужниках", и тысячи ребят хоть на один день станут счастливыми, а может быть, откроют в себе спортивный талант.

Часто же дарители поступают цинично: привезут печенье с истекающим сроком годности и считают это чуть ли не Геракловым подвигом. Как отмечают в своем исследовании специалисты CAF, россияне любят передавать в детские дома ненужные им вещи и игрушки, считая это "правильной благотворительностью": "В итоге в детдомах много игрушек и теплых носков с телевизорами, но нет специалистов, которые научат подростка профессии". Исходя из этих соображений, некоторые фонды разрабатывают программы, направленные на то, чтобы те же воспитанники детских домов стали полноценными членами общества. "Одна из задач - развить у ребят в детских домах мотивацию добиваться хороших результатов в учебе и стать конкурентоспособными в дальнейшем. Также крайне важно, чтобы с детьми велась квалифицированная работа со стороны работников и психологов", - говорит глава благотворительного фонда "Кто, если не я?" Ольга Рейман. Один из проектов фонда - "Дистанционное образование". Он позволяет детям подключиться к дистанционной школе, сдать нормально ЕГЭ и поступить в вуз.

Главная задача фонда известного пианиста Юрия Розума - это отбор музыкально одаренных детей, которым дают возможность учиться и получать стипендию. Помимо поддержки талантов фонд проводит благотворительные акции. "Мы даем концерты, средства от которых идут на медицинские препараты и прочие необходимые вещи, - рассказывает исполнительный директор фонда Лусинэ Мхитарян. - У нас было сотрудничество с фондом Чулпан Хаматовой, сейчас работаем с фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - советуемся, куда лучше направить усилия. В общем, когда речь идет о благотворительных акциях, направленных на поддержку больных, проблемных детей, то обращаемся к профессионалам".

Есть такое наблюдение: воспитанники детдомов часто даже ростом ниже своих сверстников, живущих в полноценных семьях. Психологи объясняют это тем, что у них нет стимула расти, развиваться. Стартовые позиции таких детей значительно хуже, чем у остальных. Для них может оказаться проблемой элементарный "диалог" с бытовой техникой, с Интернетом, с выстраиванием отношений со сверстниками, создание семьи. Благотворительность - это в какой-то мере проявление здорового эгоизма в развитом обществе. Чтобы неблагополучные его члены жили, не испытывая ненависти или зависти к тем, кого жизнь одарила щедрее. Золотой принцип благотворительности - дарить не рыбу, а удочку...


 

 

 
 

facebook LiveJournal VK

«Музыка меняет жизнь,
поддерживает, спасает, лечит.
Когда талантливый ребенок
осознает, что музыка - это
нечто большее, чем
снискание славы и развлечение,
он начинает по-другому жить,
чувствовать, играть»

Юрий Розум

О Фонде
  Основное направление деятельности Международного благотворительного Фонда Юрия Розума – работа с музыкально-одаренными детьми и подростками: поиск юных талантов и их всесторонняя поддержка.Главным отличием МБФ Юрия Розума от других благотворительных фондов является то, что Фонд оказывает материальную поддержку юным талантливым музыкантам в возрасте от 7 до 18 лет в течение всего обучения в средних учебных заведениях вплоть до поступления в ВУЗы...  
 

Публикации
 
Видеоролик фестиваля "Большой 2017"

vimeo.com/226710587

Пятый, юбилейный фестиваль «Большой» стартовал (НТВ) Газпром нефть Газпром нефть

www.youtube.com/watch

 
 
Партнеры
 
© 2009 Международный благотворительный фонд Юрия Розума 
Российская Федерация, 121069, Москва, ул. Поварская, 30/36
Тел.: +7 (495) 691 30 98
E-mail: info@rozumfund.ru
Разработка сайта - Орбсофт