Русский
English
 

Публикации
 
28.09.2007 | ЯКУТИЯ

Ежедневная республиканская газета "Якутия"

Гениальная пьеса для сломанного пианино 

 Этот визит мог остаться незамеченным. Накануне мне позвонили из музыкального колледжа и попросили подойти на пресс-конференцию, мол, приехали уважаемые люди из Москвы, а с чем пожаловали и кто, там узнаете, пообещали дать и программу. Был четверг, разгар верстки, хорошо, сдала материалы заранее. А ведь могла бы и не пойти, и не узнать, для чего к нам пожаловали вип-персоны из Белокаменной.

Я подошла к назначенному часу и обомлела: вовсю играют «Виртуозы Якутии», как обычно, с азартом, блеском в глазах, красиво и слаженно. Контрастом роскошной музыке служила убогая сцена клубного вида, обшитая узкими залакированными деревянными рейками, зачем-то чрезвычайно высокая. Помнится, однажды на эту сцену я с трудом поднялась, а оказавшись там, едва не провалилась: дощечка в полу прогнила и щербато оскалилась. Как теперь? Не знаю, говорят, подлатали. Но, как и прежде, нагоняют тоску бездарная оббитость, уныло-подвальное освещение (даже на фотоаппарат выступающих не заснимешь), ряды совдеповских кресел, очевидно, выкинутых каким-то закрывшимся в девяностые годы кинотеатром.
Я все это видела раньше. Но теперь резануло. Особенно после того, как по дороге в Покровск консультант Федерального агентства по культуре и кинематографии Наталья Конькова плеснула мне (кому ж еще: ведь я журналист!) в лицо ковш эмоций: в учебном заведении, где учат пианистов, не нашлось ни одного достойного рояля. И это в колледже имени Марка Жиркова, учреждении, стало быть, культурнейшем, да еще и в центре алмазного края. Тут же в памяти всплыло: когда на фестиваль «Тонг-джаз» приехал знаменитый Игорь Бриль, колледж смог предложить ему лишь клавенолу. Что ж тогда говорить о других якутских городах и селах?
– К вам каждый день приезжают народные артисты? – не унималась Наталья, кивая на Юрия Розума, который спал, как убитый, в покровской «санитарке», неудобно запрокинув голову: за третий день умаялся. – Билеты на его концерт стоят половину вашей зарплаты, ему аплодируют в лучших залах мира, а в Якутске, где он выступает бесплатно, зал пустой, даже тех, кому следовало быть на концерте в первую очередь, учащихся, не пригласили. А из журналистов, кроме вас, был кто еще?
Не видела, но сказала – не знаю. Согласна, рекламы не давали. Никакой информации в прессе. А, собственно, с чего такой переполох? Столичных визитеров не устраивают наши рояли? Да ведь, прежде всего, они нас должны не устраивать. Как и то, что об этом надо бить в колокола, не только об этом – о многом другом, отчего страдает сегодня культура. Мы же молчим, словно бы пряча проблемы за успехами талантливых ребятишек. А успехи случаются не благодаря, а вопреки тем условиям, в которых они растут. Самородки!
– Чем мы богаты? Фанатизмом! – горько заметила на пресс-конференции Тамара Сафронова, проректор Высшей школы музыки, воспитавшей более трехсот лауреатов.
– ВШМ жалуется, а что у нас? – подхватила директор Олекминской школы. Педагоги (вышло, будто пресс-конференция для них) молча согласились.
– Почему не пишете жалобы? – спросила Наталья. – Не устраивает 131-й закон - пишите в Думу, Министерство культуры РФ. Ведь законы пишут не боги – люди.
Расшевелить детские музыкальные школы и школы искусств на окраинах, заставить их стучаться пусть в не всегда открытые двери – в этом заключалась миссия экспертной комиссии из Москвы. Помочь. Материально, морально, делом, советом – чем возможно. Ну и, наверное, главное, привлечь к этому благородному делу местных бизнесменов, обратив их внимание на бедственное положение школ.
Что за экспертная группа? Она сборная. В нее вошли упомянутый консультант федерального агентства Наталья Конькова, президент Международного благотворительного фонда Юрий Розум (сам лично и вице-президент Юрий Богданов, заслуженный артист России), директор Научно-методического центра по художественному образованию Ирина Домогацкая, преподаватель Академического художественного лицея Российской академии художеств, член Союза художников России Виктор Елизаров.
На следующий день комиссия выбрала школу, на их взгляд, одну из замечательных, но более всего нуждающуюся в помощи - городскую музыкальную. Ей и достался роскошный подарок от Фонда Бориса Ельцина – дорогостоящий музыкальный центр, который референт Юрий Родионов сам доставил в Якутск.
– А вы знаете, что эта школа сегодня не оформлена юридически и не имеет лицензии? – уведомила Наталья. – Это означает, что у тех педагогов, которые сегодня там трудятся, могут быть большие проблемы, например, при выходе на пенсию…
Если читатель понимает, речь идет о той самой первой школе в Якутии, которая некогда была республиканской и учила балерину Евдокию Степанову, арфистку Лидию Новгородову, пианистку Майю Иванову, певиц Айталину Адамову и Саину и многих других наших звездочек, а теперь сведена до уровня общественной и, как вы знаете, мается в списанном здании.
За сим миссия экспертной группы не ограничилась. Задолго до визита был объявлен Всероссийский смотр-конкурс школ под названием «Где рождается искусство», который поддерживают Иосиф Кобзон, Зураб Церетели, Маквала Касрашвили, Николай Басков и другие. Цель – премирование лучших (не в смысле обеспечения, а по содержанию), поиски отдельных талантов, достойных стать стипендиатами Фонда Розума. В конкурсе приняли участие Якутская, Майинская и Покровская музыкальные школы, школа искусств Якутска, Покровская художественная и музыкально-хоровая «Соловушка» г.Нерюнгри.
– Ну, и как впечатления от Майи? – спросила я у Домогацкой.
– Противоречивые. Весьма. Вы понимаете… – она замялась, - ну поможем мы деньгами… Там главная проблема – педагогическая… Что касается деток… Помнишь, Виктор? – она обратилась к Елизарову. – Нам понравилась пианистка…
Поломав головы над тем, чем можно реально помочь этой школе, экспертная группа дала совет… достроить третий этаж. Для классов. Первый этаж превратить в концертный зал, где как можно чаще проводить концерты, привлекая местных жителей и бизнесменов. В свою очередь, Минкультуры РС (Я) обещало обеспечить школу хорошим инструментом.
В Покровске команда разбилась: часть во главе с художником Елизаровым отправилась в художественную школу (кстати, в этот город директор Александр Харитонов вез нас на своей школьной машине), другая во главе с Розумом – в музыкальную. Небо и земля! Разница режет глаз: одна школа под опекой первого президента Михаила Николаева, другая ни под чьей.
– Ой, полы налакированы, окна вымыты, тепло, чисто, уютно! – воскликнула Наталья с порога, успев, впрочем, отведать якутских лепешек и керчеха. Юные художники и педагоги засияли в ответ. На встречу с московской делегацией сюда привели и сестер, и братишек, все показали-рассказали, уселись, довольные, слушать уроки Виктора Елизарова. Он здесь, кстати, не новичок: давал мастер-классы три года назад и считает эту школу достойной. Правда, еще в гостинице Виктор справился, почему не приняли участия в смотре мирнинцы: на его взгляд, способные ребята.
Ни одно мероприятие в Покровске не обходится без выставки художников (вот и сейчас ее посвятили юбилею города), открыт филиал в Октемском лицее, школа понемногу развивается, расширяется, строится. Сейчас трудно поверить, что когда-то художники мыкались в поисках угла: у них отличное благоустроенное здание, строится еще одно. Если бы не первый президент, этого всего не было бы!
Опека началась с обычной выставки. Однажды Михаил Ефимович, пожаловавший с визитом в Покровск, обратил внимание на детские работы. Похвалил. Выяснил, что школа даже не может выпустить альбом, обещал помочь. Потом узнал, в каких условиях дети работают, помог со строительством. Стало ясно, что нужны педагоги, отправил из Москвы выпускника Репинки Юрия Голикова, устроил пленэр по пушкинским местам, подарил «санитарку». Вот так. Но главное, что директор сам не сидел, не ждал, когда ему что-то поднесут на блюдечке: стучался и стучался. А было время, хотел все бросить…
Музыкальная школа – сиротка. Ради приема московской комиссии сюда дали отопление (но почему не ради ребятишек?).
– Вам нужно обустроить концертный зал, – советовала Ирина Домогацкая, – приглашать на концерты людей, привлекать внимание к своим проблемам. А Розум первым делом спросил, где туалет. На улице!
От прямого вопроса народного артиста и тихого ответа директора Вероники Алексеевой стало не по себе: ну, почему его, сытого, обогретого, живущего в роскошной квартире в Москве и награждающего стипендиатов своего фонда в элитном гольф-клубе, интересует, где справляют нужду якутские ребятишки.
Возвращаясь в Якутск, Наталья Конькова попросит Александра Харитонова: «Не могли бы вы помочь своим соседям – музыкальной школе? Окажите любезность, оформите ее в художественном смысле, украсьте работами учеников». Он рад помочь.
… Юрий Розум прослушал ребятишек, прибывших из Мохсоголлоха, Качикатцев, Булгунняхтаха, провел мастер-класс, дав несколько дельных советов.
– А откинуться! – воскликнул он, когда Полина сняла с клавиш руки и вопросительно глянула на маэстро: как, мол, теперь? В его глазах прочла удовлетворение, зарделась. Эти уроки, пусть такие короткие, дорогого стоят, запомнятся на всю жизнь. Как однажды ему.
– Моя учительница говорила, – поделился Розум. – Только тогда игра будет разборчивой, когда каждую ноту сможешь проговорить языком. Попробуй!
Здорово!
– Просим! Просим! – стали настаивать педагоги, когда мастер-класс подошел к концу. Розум несколько растерялся: имеющееся в зале пианино «Чайковский» оставляет желать лучшего. Чтобы читателю стала понятна избирательность народного артиста в инструменте, объясню. Это не понты: автогонщик не сядет в «Запорожец», чтобы выжать двести километров в час. Так и здесь. Но Розум снял часы, очки: «Что ж, дети играют…» Он играл гениально. На покалеченном инструменте. И ни одна клавиша не посмела фальшивить.
P.S. Идеи экспертной группы нашли понимание у министра культуры РС(Я) Андрея Борисова, который согласился с необходимостью проводить в Якутске мастер-классы столичными педагогами. Они запланированы на лето. Кроме того, заместитель министра Надежда Зайкова заявила: «У музыкального колледжа будет рояль».

 


 

 

 
 

facebook LiveJournal VK

«Музыка меняет жизнь,
поддерживает, спасает, лечит.
Когда талантливый ребенок
осознает, что музыка - это
нечто большее, чем
снискание славы и развлечение,
он начинает по-другому жить,
чувствовать, играть»

Юрий Розум

О Фонде
  Основное направление деятельности Международного благотворительного Фонда Юрия Розума – работа с музыкально-одаренными детьми и подростками: поиск юных талантов и их всесторонняя поддержка.Главным отличием МБФ Юрия Розума от других благотворительных фондов является то, что Фонд оказывает материальную поддержку юным талантливым музыкантам в возрасте от 7 до 18 лет в течение всего обучения в средних учебных заведениях вплоть до поступления в ВУЗы...  
 

Публикации
 
Видеоролик фестиваля "Большой 2017"

vimeo.com/226710587

Пятый, юбилейный фестиваль «Большой» стартовал (НТВ) Газпром нефть Газпром нефть

www.youtube.com/watch

 
 
Партнеры
 
© 2009 Международный благотворительный фонд Юрия Розума 
Российская Федерация, 121069, Москва, ул. Поварская, 30/36
Тел.: +7 (495) 691 30 98
E-mail: info@rozumfund.ru
Разработка сайта - Орбсофт